Составляющие речевой функции
Речь человека - это продукт высшей нервной деятельности. Мозг состоит из нервных клеток, располагающихся во многих отделах, выполняющих определённую работу. Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача невропатолога или психоневролога.
При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения памяти, внимания, умственной работоспособности и другие.
Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикоментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы.
В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия с логопедом будут эффективны тогда, когда данное поведение не будет нормализовано путём приёма лекарств, которые назначает врач психоневролог.
Учёные психолигвисты описали очень подробно, что «восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную последовательно организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объединения единиц».
«Л.С. Выгодский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделяя следующие планы движения: мотив – мысль – внутренняя речь – внешняя речь; различал внешний (физический) и семантический (психологический) план речи.
Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Выгодский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл её характерные особенности».
Существуют ещё и отдельные операции порождения речевого высказывания: мотив – мысль - внутреннее программирование - лексическое развёртывание и грамматическое конструирование- моторная реализация – внешняя речь».
Мы поговорили об этапах развёртывания речевого высказывания, а какие же зоны головного мозга в этом участвуют?
«А.Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга. Первый блок включает подкорковые образования, он обеспечивает нормальный тонус коры и бодрственное состояние. Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет приём, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные процессы. В нейронах первичной зоны этого блока происходит прием информации от определённых органов чувств, во вторичных зонах осуществляется анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Вторичные зоны, как и первичные представляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового, кинестетического или кинетического). В третичных зонах происходит переход от уровня непосредственного, наглядного синтеза к символическому уровню, к оперированию со значением слов , сложными логико-грамматическими структурами, с отвлечёнными соотношениями.
Существует ещё и третий блок, включающий кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивающую программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения. Третий блок осуществляет так же регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.
Осталось рассказать Вам сущий пустяк. Тот, кто не будучи специалистом, дочитает эту статью до конца и составит себе ясное и чёткое представление о составляющих речевой функции, будет настоящим героем! Как бы нам ни хотелось пояснить об этом простым языком, получается всё равно трудновато это воспринимать!
Итак: звуки речи воспринимаются естественно ушами, а анализируются, распознаются вторичными отделами левой височной областью коры головного мозга, которые связаны межанализаторными связями и с нижними отделами постцентральной и премоторной областью коры.
Процесс артикулирования осуществляется артикуляционными органами, которые получают команду о моторной организации речевого акта. Обеспечивается эта тончайшая работа, вторичными отделами постцентральной области (ощущения речевых органов - языка, губ, щёк, мягкого и твёрдого нёба, голосовых связок и т.д.) и нижними отделами левой премоторной области (кинетический аппарат) – где организуются моторные программы речевого акта, создаются серии нервных импульсов, двигательные модели, обеспечивающие возможность плавного перехода от одного движения к другому.
Выбор языковых единиц и их комбинирование, процессы кодирования их в речевую форму невозможны без участия высоко организованных структур коры головного мозга, третичных отделов переднелобной и теменно-затылочной области.
В процессе письменной речи принимают участие различные отделы затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга, где распознаются и синтезируются схемы, обозначающие пространственные отношения предметов.
Таким образом, различные зоны головного мозга по разному участвуют в речевом процессе. Важное значение имеет сохранность и межанализоторных связей, нервных клеток и нервных проводящих путей. Небольшое нарушение их может привести к такому расстройству, как дизартрия. В народе говорят о таких людях, кто имеет это нарушение речи: «У него как-будто каша во рту!»
Очень важно правильно продиагностировать пациента и выработать методы коррекционной работы, чтобы помощь была адресной, результативной. Логопедия имеет много специальных методов устранения речевых расстройств.